Реабилитация детей, перенесших острые заболевания органов мошонки

Вопросы реабилитации детей, перенесших острые заболевания органов мошонки, в литературе практически не освещены. Вместе с тем решение их важно для восстановления физического и психического здоровья будущего мужчины. Существенным моментом в реабилитации детей, перенесших одностороннее острое заболевание органов мошонки, является создание оптимальных условий для развития противоположного яичка. Прежде всего, необходимо установить, имеется ли порок развития контрлатерального яичка или другое заболевание, которое может нарушить развитие функции яичка. Если у таких детей в контрлатеральной области обнаруживают крипторхизм, паховую грыжу, варикоцеле или кисту придатка, то это служит показанием к оперативному лечению. Вмешательство производят в ближайшее время после ликвидации процесса, вызванного острым поражением органов мошонки. В ряде случаев превентивную операцию выполняют одновременно с ликвидацией причины острого поражения органов мошонки, например контрлатеральную фиксацию яичка при завороте, грыжесечение при ущемлении крипторхического яичка и т.д. Во время превентивных операций на противоположной стороне следует удалять и неизмененные гидатиды. «Привычная» торсия (перекрут) и инверсия яичка являются показаниями к орхиопексии (оперативная фиксация яичка).

Весьма важен вопрос о социальной адаптации подростков и мужчин с врожденным или приобретенным моно - и анорхизмом, ибо сознание того, что яичка или яичек нет, зачастую приводит к тяжелой психической травме, мешает создать семью или служит причиной разлада в семье, развода из-за присохологического препятствия для нормальной сексуальной жизни. В связи с этим замена яичка тестикулярным протезом, позволяющая устранить косметический дефект и приводящая к психологической и социальной реабилитации больных, приобретает определенную актуальность. Внедрение в практику подобной операции показано во всех случаях врожденной и приобретенной атрофии яичка или яичек.

Поражение яичка с последующей его атрофией при наличии полноценного другого яичка позволяет в большинстве случаев рассчитывать на эндокринную и секреторную компенсацию нарушений, возникающих в результате потери одного парного органа. Отдаленные наблюдения показывают, что у большинства мужчин, утративших в детстве по тем или другим причинам одно из двух яичек, показатели андрогенной и сперматогенной функции приближаются к норме, очевидно, за счет компенсаторной гипертрофии контрлатерального яичка. В связи с изложенным терапию препаратами гормонов таким больным проводят по строгим показаниям, на основании клинических данных и определения уровня гонадотропинов и тестостерона.

Сложным вопросом является реабилитация больных, у которых после острых заболеваний органов мошонки пострадали оба яичка. В этих ситуациях в зависимости от степени повреждения может развиться тестикулярная недостаточность вплоть до возникновения посткастрационного синдрома. Диагноз устанавливают на основании анамнеза и клинического обследования. Тщательно выясняют характер перенесенных поражений яичек. Целесообразно исследовать морфограмму, так как при эндокринных нарушениях функции половых желез в пубертатном периоде обнаруживают характерные признаки формирования скелета. Ценным признаком в диагностике гипогонадизма возростной андрогенный дефицит служит степень зрелости скелета; отставание костного возраста от фактического является характерным признаком гипогонадизма.

Важное значение в диагностике имеет время появления вторичных половых признаков, в том числе характер оволосения. Обращают внимание на состояние кожных покровов и подкожной жировой клетчатки. Часто сопутствующим симптомом гипогонадизма является ожирение. В пубертатном периоде кожа у мальчиков с гипогонадизмом остается тонкой, бледной и суховатой вследствие андрогенной стимуляции развития сальных и потовых желез. Из лабораторных тестов представляют ценность определение уровня суточной экскреции 17-КС с мочой; содержание гонадотропинов, тестостерона, эстрагенов в крови. В юношеском возрасте (не ранее 18 лет) возможно исследование спермограммы. Лечение первичного гипогонадизма у детей состоит в назначении анаболических стероидов, регуляции диеты.

Андрогены применяют в возрасте от 12 до 15 лет (с учетом рентгенологических данных о созревании скелета). Естественно, что у больных, достигших взрослого состояния, при органическом (первичном) поражении ткани яичек лечение способствует лишь предотвращению развития евнухоидизма в пубертатном периоде. Недостаточность функции яичек сохраняется пожизненно. Возникает необходимость в заместительной терапии мужскими половыми гормонами пролонгированного действия. Которой достаточно для развития половых признаков и удовлетворительной эрекционной способности. Лечение, являясь заместительным, должно продолжаться непрерывно в течение всего взрослого возраста под тщательным контролем уролога-андролога. Специалист уролог-андролог в Тюмени.

При двусторонней атрофии или удалении яичек оперативным путем развивается синдром кастрации. Возникновение его в раннем возрасте приводит к серьёзным и практически необратимым нарушениям системы гипоталамус-гипофиз-гонада. Половой член развивается плохо (малый половой член). Характерны густые волосы на голове и отсутствие или скудное оволосение лобка, высокий голос, раннее появление морщин, иногда ожирение по женскому типу. Недостаток тестострона в крови тормозит созревание скелета, зоны роста длительное время не закрываются, что ведет к формированию характерных «евнухоидных» диспропорций тела: руки и ноги длинные, талия высокая, верхняя половина туловища короткая. В моче у этих больных отмечается высокое содержание фолликулостимулирующего гормона, содержание 17-КС снижено. Лечение синдрома кастрации проводится уроолгом – андрологом, либо эндокринологом совместно с урологом и состоит в заместительной терапии андрогенами пролонгированного действия. Подбор дозы осуществляют в зависимости от возраста и индивидуальной чувствительности. Больные с гипогонадизмом, как и больные любым хроническим заболеванием, в течение всей жизни должны находиться под диспансерным наблюдением уролога андролога.