Свищ и стриктура уретры

Термин стриктура уретры описывает сужение или значительное уменьшение просвета мужского или женского мочеиспускательного канала. Степень сужения уретры бывает разной – в легких случаях беспокоят затруднения при мочеиспускании, при тяжелой степени стриктуры уретры мочеиспускание невозможно. Осложнениями стриктуры уретры помимо изменений в мочевом пузыре, может быть и повреждение почек в виде хронического пиелонефрита и хронической почечной недостаточности (русский царь Петр 1 страдал долгое время от стриктуры уретры, которая в последствии стала причиной его ранней смерти).

Причины стриктуры уретры

Стриктуры уретры делятся на врожденные и приобретенные. Врожденные стриктуры встречаются редко, чаще всего они являются результатом переднего клапанного сужения уретры. Стриктура уретры, в основном, является приобретенным заболеванием. Стриктуры уретры чаще встречаются у мужчин, но возможны и у женщин. До начала применения антибиотиков при лечении гонореи около 70% случаев стриктур уретры были связаны с этим заболеванием. В настоящее время эта форма стриктуры уретры встречается редко, но может выявляться у пожилых мужчин, которые получили только местную терапию гонореи или не долечили заболевание.

Существует большое количество причин, приводящих к стриктуре уретры, наиболее распространенными являются:

• травма\повреждение, например перелом костей таза
  • инфекции (заболевания, передающиеся половым путем, туберкулез)
  • инструментальные исследования уретры и мочевого пузыря, например травматическая катетеризация мочевого пузыря, трансуретральные операции, пластика уретры при гипоспадии
  • опухоли уретры (редко).

Причиной стриктур наружного отверстия уретры может быть травма, но наиболее часто они связаны с воспалительными дегенеративно-дистрофическими поражениями кожи, такими как склерозирующий лихен или ксеротический облитерирующий баланит.

Факторы риска развития стриктуры уретры

• травма\ранение: перелом костей таза, ранение паховой области
  • инструментальные исследования мочевыводящих путей или трансуретральные операции: катетеризация мочевого пузыря, бужирование уретры
  • уретриты: заболевания, передающиеся половым путем (гонорея, хламидиоз)
  • наличие в анамнезе стриктуры уретры (опасность рецидива)
  • другие факторы риска: тупые травмы полового члена, огнестрельные ранения паховой области, облучение.

В целом стриктуры уретры делятся на две основные группы:

• стриктуры переднего отдела уретры (от сфинктера до наружного отверстия уретры)
  • стриктуры заднего отдела уретры (от мочевого пузыря до уретрального сфинктера).

Симптомы стриктуры уретры

Пациенты, которые страдают стриктурой уретры, описывают симптомы, связанные с отсутствием адекватного мочеиспускания: слабый поток мочи, необходимость напряжения при мочеиспускании, разбрызгивание мочи, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, сочение мочи, инфекции мочевых путей. Медленное разрастание рубцовой ткани в уретре приводит к сужению мочеиспускательного канала и как следствие к уменьшению потока мочи при мочеиспускании, поэтому при тяжелых формах стриктур уретры моча выделяется тонкой струей или по каплям. В результате увеличивается время необходимое для мочеиспускания. На финальной стадии стриктуры уретры возможна полная блокада оттока мочи, которая требует неотложной помощи уролога.

Диагностика стриктуры уретры

Диагностика стриктуры уретры начинается со сбора жалоб, анамнеза пациента и тщательного физикального осмотра. Пациенты часто описывают факторы риска (см. выше). У таких пациентов необходимо провести полное обследование для исключения стриктуры уретры и связанных с ней осложнений. Анализ мочи выполняют для исключения крови в моче или инфекционных осложнений Посев мочи – это исследование, которое подтверждает наличие инфекции у пациентов со стриктурой уретры Урофлоуметрия – это исследование, которое позволяет измерить скорость потока мочи из мочевого пузыря по мочеиспускательному каналу. При стриктуре уретры при урофлоуметрии получают типичную кривую (фаза плато и удлинение времени мочеиспускания) Ретроградная уретроцистография – это рентгенографическое исследование с использованием контраста. При помощи этого исследования получают изображения мочевого пузыря и уретры. При ретроградной уретроцистографии определяют наличие, локализацию, диаметр суженной части уретры, а также осложнения (ложные ходы, дивертикулы уретры, наличие остаточной мочи в мочевом пузыре, камни в мочевых путях). Цистоскопия – это эндоскопическое исследование, в ходе которого эндоскоп вводят через половой член в мочевой пузырь. Цистоскопия позволяет установить возможные причины развития стриктуры уретры.

Ультразвуковое исследование уретры и мочевого пузыря (УЗИ) используют для оценки состояния кровоснабжения уретры в зоне стриктуры, а также объема остаточной мочи в мочевом пузыре.

Осложнения стриктуры уретры

• Задержка мочи
  • Инфекции мочевыводящих путей
  • Кровотечение
  • Нарушения семяизвержения
  • Камни мочевого пузыря
  • Свищи (патологический ход между уретрой и кожей)
  • Почечная недостаточность (очень редко)

Лечение стриктуры уретры

Диагностика стриктуры уретры

Терапевтических методов лечения стриктуры уретры не существует, хотя своевременное антибактериальное лечение уретритов или инфекций мочевыводящих путей является основным методом профилактики их развития. Методы лечения стриктуры уретры можно разделить на три основные категории: Бужирование уретры – это растяжение, раздвигание суженного участка уретры с помощью гладкого металлического стержня. Бужирование выполняется под местной анестезией, что впрочем не сильно облегчает участь пациента. Кроме того бужирование не устраняет причины образования стриктуры уретры, поэтому эффект от лечения носит временный характер. Более того во время бужирования уретры зона ишемии уретры увеличивается, что приводит к увеличению протяженности стриктуры. Лечение стриктуры уретры в детской урологии г. Нижневартовска  обходится без данной методики категорически. Метод был хорош в свое время 15-18 век (Петр 1 кстати пользовался данной методикой самостоятельно после того как привез из зарубежа набор бужей)

Минимально инвазивные \ эндоурологические операции

Когда стриктура уретры приводит к блокаде оттока мочи или серьезным осложнениям, в бльшинстве клик страны проводится внутренняя уретротомия (рассечение суженного участка уретры). В настоящее время внутренняя уретротомия производится под визуальным контролем при помощи цисто- или уретроскопа и называется внутренняя оптическая уретротомия. После каждой из этих процедур в уретру вводят катетер на 1 – 10 дней. Метод прост в использовании, не требует большого мастерства и затрат на лечение.  Но, к сожалению, данная методика не только не гарантирует выздоровление пациента, но и осложняет его заболевание. То есть если оптическая уретротомия была применена при короткой стриктуре, то в итоге гарантирована стриктура большей протяженности и таким образом после каждой манипуляции стриктура становиться протяженнее и протяженнее.

Свищ и стриктура уретры. Описание операции Свищ и стриктура уретры. Описание операции Свищ и стриктура уретры. Описание операции Свищ и стриктура уретры. Описание операции Свищ и стриктура уретры. Описание операции

Открытая xирургическая реконструкция

При коротких стриктурах (менее 2 см) бульбарного отдела уретры производят удаление суженного участка уретры в пределах здоровых тканей, а затем накладывают анастомоз конец в конец. Данная операция в опытных руках гарантирует выздоровление и не приводит к уменьшению длины полового члена . Стриктуры уретры могут потребовать более сложных реконструктивных операций вследствие сильного рубцевания, протяженности (более 2 см), локализации (задняя часть уретры, стриктура наружного отверстия уретры, стриктура висячего отдела уретры). При этом для пластики дефекта мочеиспускательного канала используют слизистую оболочку щеки, взятую с внутренней поверхности полости рта. Также в качестве трансплантата может использоваться кожа полового члена или крайней плоти.

После операции по поводу стриктуры уретры

Рецидив стриктуры уретры возможен даже в самых лучших клиниках. Поэтому пациентам необходимо контролировать мочеиспускание в течение первого года после операции. И регулярно осматриваться у оперировавшего уролога. Лечение стриктуры уретры в детском урологическом отделении Нижневартовска имеет многолетний опыт и отличные результаты. Лечение стриктуры и свищей уретры в Тюмени, Сургуте и Нефтеюганске так же проводится, но подходы к лечению отличаются от тех, которые мы используем в своей практике.

Свищ уретры заболевание приобретенное. Возникает, как правило, в результате осложнения в процессе лечения врожденных пороков развития половых органов и уретры, таких как гипоспадия, эписпадия. Но кроме того свищ может возникнуть в процессе неудачного лечения стриктуры уретры или во время медицинских манипуляций с уретрой. Травма полового члена (укус, ножевое ранение) так же могут привести к формированию свища уретры. Достаточно часто в последнее время причиной свища уретры становиться популярный пирсинг половых органов (Согласно результатам нового исследования, проведенного учеными из университета Техаса, США, интимный пирсинг – прокалывание гениталий и украшение их различными побрякушками – привлекает не только готовых к любым экспериментам подростков или маргинальных элементов, но и мужчин среднего возраста со средним доходом. В основном свои половые органы под иглу мастера подставляют мужчины в возрасте около 31 года)

Какие симптомы свища уретры?

В первую очередь это нарушение мочеиспускания, ситуация осложняется в том случае если свищ имеет большой диаметр и проксимальное расположение. Нередко имеются множественные свищи, что часто происходит при неудачном лечении гипоспадии. Половой член имеет в данном случае схожесть с флейтой. Моча во время мочеиспускания разбрызгивается из дополнительных отверстий, что осложняет процесс мочеиспускания и причиняет огромный дискомфорт страдающему данным недугом, нарушая его социальную адаптацию в обществе.  Свищ расположенный проксимально (например, в области пено-скротального угла, либо в области мошонки) делает невозможным нормальный способ зачатия, так как сперма не попадает в половые пути женщины.

Как лечат свищ уретры?

Деривация мочи (отведение)

Для увеличения нажмите на картинку

Лечение свища уретры в Нижневартовске, а точнее в детском урологическом отделении имеет большой опыт. Так как с данным диагнозом пациенты поступают с различных территорий округа и других областей российской федерации. В зависимости от размера и количества свищевых ходов выполняются одноэтапные и двухэтапные операции. Обязательным условием успешного лечения является адекватная деривация мочи (отведение). В нашей клинике мы используем надлобковую пункционную цистостомию, что гарантировано, исключает попадание мочи в область операции.

Используется метод перемещения кожных лоскутов на питающей ножке. В сложных случаях при выраженном дефиците пластического материала (кожи) мы используем буккальный лоскут.

В случае одномоментной операции выздоровление наступает на 10-11 сутки. В послеоперационном периоде пациенты находятся на диспансерном наблюдении  у оперировавшего уролога.  Обязательным является выполнение контрольного уродинамического исследования и уретрографии спустя месяц после оперативного лечения.