Перекрут (заворот) яичка

Заворот яичка (перекрут яичка) является одним из самых тяжелых острых заболеваний органов мошонки у детей. Наш клинический опыт показывает, что больные заворотом яичка составляют 17.2% числа детей с острыми заболеваниями мошонки и ее органов.

Механизмы развития заворота яичка детально не изучены. Принято считать, что перекрут яичка происходит при резком сокращении кремастерной мышцы, волокна которой имеют спиралевидный ход. Однако если учесть, что мышца, поднимающая яичко, не примыкает непосредственно к нему, а является лишь составной частью окружающих его оболочек, то патогенез заворота половой железы остается неясным. Среди причин перекрута яичка различают предрасполагающие и вызывающие. К первым относят пороки развития яичка, обусловливающие его высокую активную и пассивную подвижность (крипторхизм, интраперитонеальное расположение яичка, отсутствие или удлиненность направляющей связки яичка, инверсия яичка, разделение придатка и яичка), а так же незрелость репродуктивного аппарата у детей и диспропорцию его роста. У новорожденных и, как правило, детей до 3 лет перекрут яичка происходит вместе с его оболочками. Иной механизм перекрута яичка наблюдается у детей при сочетанных пороках его развития. Вращение половой железы происходит внутри серозной полости яичка, поэтому такая форма торсии получила название интравагинальной. Такой заворот обычно встречается у детей старше 3 лет преобладает в возрасте 10-16 лет.

Клинические симптомы перекрута яичка.

Ни одно заболевание органов мошонки не требует столь срочной постановки диагноза, как заворот яичка. Промедление в несколько часов может оказаться роковым. Этот принцип особенно важен в первые 6 часов заболевания, когда сохраняется вероятность благоприятного результата лечения.

Клиническая картина зависит от возраста, времени обращения и расположения яичка. В раннем периоде (1-е сутки) заболевание характеризуется заметным нарушением общего состояния. У новорожденных и детей грудного возраста отмечается неадекватное беспокойство, отказ от еды. Иногда наблюдается повышение температуры тела, тахикардия, недомогание, вялость. Местные изменения характеризуются отеком и небольшой рефлекторной гиперемией кожи мошонки на стороне поражения. Яичко плотное, резко болезненное, увеличено в объеме. Семенной канатик утолщен. При интравагинальной форме перекрута яичко подтянуто к поверхностному паховому кольцу, малоподвижно. В первые сутки распознать заворот яичка очень трудно. Отсутствие настороженности в отношении заворота яичка у детей раннего возраста – основная причина позднего поступления больных в хирургических стационар.

В позднем периоде (2-е сутки и позже) клинические проявления заболевания связаны с наступлением некроза яичка. На первый план выступают местные изменения в виде воспаления мошонки на стороне поражения.

Заворот яичка при крипторхизме характерен для первых лет жизни. Клиническая картина заболевания сходна с признаками ущемленной грыжи.

Как диагностировать заворот (перекрут) яичка?

В диагностике решающее значение имеют анамнез и клиническое обследование. Возможности диагностики существенно расширяются при использовании специальных методов диагностики. Это в первую очередь ультразвуковое доплеровское исследование яичка и сосудов. Метод основан на свойстве ультразвука изменять амплитуду колебаний при прохождении через ткани различной плотности (эффект Доплера). Метод удобен, быстро выполним, но будучи субъективным, требует навыка в работе. Кроме того данные не всегда достоверные. Возможны ложноотрицательные результаты исследования (особенно при перекруте яичка) за счет регистрации пульса доплера, кровотока в сосудах кожи и других слоях мошонки.

Лечение

При лечении заворота яичка главной целью является ликвидация торсии (перекрута) семенного кантика в ранние сроки заболевания. Этого можно достичь двумя методами: консервативным манипулятивным раскручиванием яичка и оперативным вмешательством. Практический опыт и данные литературы свиделеьствуют о том, что заворот яичка, как правило, имеет определенную закономерность. Правое яичко ротируется по часовой стрелке, а левое - против направления ее движения. Консервативный метод лечения заключается в раскручивании яичка в противоположную сторону. При успешной деторсии исчезают или значительно уменьшаются боли в яичке. Оно становиться более подвижным, занимает обычное положение в мошонке. В случае отсутствия эффекта в течение 1-2 минут манипуляцию прекращают и больного оперируют. Чем короче сроки заболевания и старше ребенок, тем успешнее удается выполнить ручную деторсию яичка.

Однако консервативное лечение не устраняет предпосылок к рецидивам болезни и не дает полного представления о состоянии яичка после ликвидации перекрута. Закрытую деторсию яичка следует использовать у всех детей с перекрутом яичка, поступивших в первые сутки болезни, чтобы уменьшить длительность ишемии органа до проведения операции.