Остроконечные кондиломы

Что такое остроконечные кондиломы (ОК), чем они вызваны и как часто они встречаются?

ОК представляют собой бородавчатые разрастания, которые чаще всего появляются в области половых органов или анального отверстия человека. Они могут быть и совсем небольшими, и достаточно объемными, напоминающими по внешнему виду цветную капусту. ОК являются по природе вирусным заболеванием и по сути одним из проявлений инфекции вирусом папилломы человека (ВПЧ), который их и вызывает. Известно, что до 75% молодых сексуально активных женщин инфицированы одним или несколькими типами ВПЧ и примерно 15% их них имеют какие-либо проявления инфекции. При этом от 50 до 75% инфицированных, были заражены типами вируса высокого онкологического риска, а у 1% инфицированных имелись ОК. Среди молодых мужчин распространенность инфекции ВПЧ примерно такая же, однако пожизненное носительство встречается реже. ВПЧ является вторым по распространенности заболеванием, передаваемой преимущественно половым путем (ЗППП, уступая только генитальной герпетической инфекции.

Как происходит заражение вирусом остроконечных кондилом и размножение вируса в организме? Какие заболевания может вызвать ВПЧ?

Вирус папилломы человека (ВПЧ) относится к разряду малых открытых ДНК-вирусов. Данные вирусы чрезвычайно распространены среди млекопитающих, в т.ч. человека. Передача вируса от человека к человеку осуществляется контактным и преимущественно половым путем. Инфекция поражает преимущественно глубокие клетки кожи, куда проникает через микротравмы (например, потертости, трещины и другие повреждения кожи или слизистых половых органов, возникшие при половом акте). Нередко заражение, особенно у детей младшего возраста, происходит в быту при нарушении гигиенических требований (использование одного полотенца, купание в ванне с инфицированными взрослыми родителями и т.д.). Иммунная система ребенка, так же как и другие системы детского организма, не вполне компетентна и заражение впч может произойти даже без нарушения целостности кожных покровов. Дважды в моей практике встречались пациенты-дети с остроконечными кондиломами половых органов. Из анамнеза в обоих случаях было известно, что незадолго до появления кондилом обеим пациентам (мальчикам) было выполнено разъединение спаек крайней плоти.

В клетках вирус может осуществлять первичное размножение и существовать много лет (хроническое носительство). Хроническое носительство может происходить и в более поверхностном слое кожи. Данный слой кожи под действием вируса подвергается гиперплазии (разрастание клеток). Самое же интенсивное размножение вируса происходит в самом поверхностном роговом слое. Именно здесь размножение вируса и проявляется в зависимости от типа вируса и локализации поражения либо в виде ОК или бородавок, либо в виде папиллом или внутриэпителиальных поражений. У новорожденных и маленьких детей передача вируса может осуществляться из одной области поражения в другую (возникновение рецидивного папилломатоза дыхательных путей). Инкубационный период (время от момента заражения до развития симптомов заболевания) составляет 3 — 8 месяцев для остроконечных кондилом половых органов и 4 — 36 месяцев для предраковых поражений шейки матки.

Какова взаимосвязь между ВПЧ и онкологическими заболеваниями человека?

Наиболее отчетливая причинная роль ВПЧ продемонстрирована при раке шейки матки. Так типы ВПЧ высокого риска были обнаружены у 93 — 99% женщин больных раком шейки матки. До этого было установлено, что наиболее подвержены раку шейки матки женщины, рано начавшие половую жизнь, болевшие ИППП, а также имевшие большое количество половых партнеров, а также контактировавшие с мужчинами, чьи партнерши болели раком шейки матки. Развитию рака шейки матки у инфицированных ВПЧ способствуют курение, длительное использование гормональных противозачаточных средств, наличие других ИППП, таких как хламидии, а именно Chlamydia trachomatis, вирус простого герпеса 2-го типа. Кроме этого, развитию рака шейки матки при наличии ВПЧ способствуют дефицит витамина А, генетическая предрасположенность и иммунодефицит. Кроме рака шейки матки причинная роль ВПЧ установлена при раке области анального отверстия (особенно у гомосексуалистов), при раке вульвы, влагалища и полового члена.

Каковы естественное развитие (без лечения) ВПЧ-инфекции и какова ее реальная опасность для человека?

В подавляющем большинстве случаев у людей с нормальной иммунологической сопротивляемостью носительство ВПЧ носит временный характер. Средняя продолжительность носительства ВПЧ составляет 8 месяцев. По прошествии 1 года от момента инфицирования зараженными остаются не более 30% людей, а после 2-х лет уже не более 9%. Если ВПЧ, особенно типов высокого онкологического риска, существует у человека (персистирует) более длительно, это может говорить о том, что он вызвал развитие дисплазии или предрака. Такие случаи нуждаются в более пристальном наблюдении. Более длительное носительство вируса наблюдается у более старших лиц, а также у имеющих иммунодефицит. Возможно и латентное или скрытое течение инфекции ВПЧ, которая бывает недоступна для анализа в глубоких слоях эпителия.

Отмечено, что довольно часто происходит спонтанное исчезновение ОК, бородавок, кожных папиллом и интраэпителиальных поражений. Известно, что ОК половых органов самостоятельно проходят в каждом 4-м случае (25%).

Как проявляется и как диагностируется остроконечные кондиломы?

Остроконечные кондиломы половых органов, области промежности и анального отверстия определяются в виде бледно-серых, иногда розоватых или пигментированных наростов на ножке (напоминают по виду цветную капусту). Часто эти образования вызывают зуд, боль или раздражение при прикосновении, иногда кровоточат. У женщин остроконечные кондиломы чаще всего встречаются в области входа во влагалище, на малых половых губах и реже во влагалище и на шейке матки. Наружное отверстие мочеиспускательного канала, внутренний листок крайней плоти чаще поражается у мужчин, а зона промежности и анального отверстия у женщин, что связано с различиям в сексуальном поведении во время полового акта. Остроконечные кондиломы в области промежности чаще встречаются у практикующих анальный секс, а остроконечные кондиломы зоны ануса практически только у таких лиц.

Где лечат от остроконечных кондилом половых органов?

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний половых органов вызванных ВПЧ у мужчин осуществляется урологами, у женщин — гинекологами. К сожалению, каких-либо методов системного воздействия на ВПЧ в организме человека (противовирусные средства), с помощью которых можно было бы полностью уничтожить вирус, в настоящее время не существует. Основной целью лечения остроконечных кондилом является их удаление с помощью электро- или лазерной коагуляции, иссечение, криодеструкция (разрушение холодом), а также с помощью химических веществ клеточных токсинов (подофиллин) или иммуномодуляторов, применяемых местно.

Прочитав вышеизложенный материал, Вы, наверное, поняли, что диагностика и лечение рака шейки матки, остроконечных кондилом и других заболеваний, вызванных ВПЧ, не простая задача, и она не может быть полноценно решена, например, врачом общей практики или маленькой частной клиникой, где могут разве что «прижечь кондиломки». В первую очередь для решения важнейших задач диагностики и лечения необходимы специалисты уролог и гинеколог, знающие все современные аспекты проблематики инфекций ВПЧ и имеющие специальное образование в области онкоурологии и онкогинекологии, а также общей онкологии. Лечебное учреждение, в которое стоит обращаться, должно быть адекватно оснащено. В учреждении должна быть доступна ПЦР-диагностика, должны быть все необходимые инструменты для качественного забора материалов на исследование (специальные одноразовые щеточки, шпатели), должны быть специальные стандартные инструменты для биопсии шейки матки, должно быть электрохирургическое оборудование для конизации шейки матки. Уролог должен иметь качественный уретроскоп и владеть техникой уретроскопии, а гинеколог, соответственно, должен иметь качественный кольпоскоп и владеть техникой и методикой кольпоскопии в полном объеме. Урологи и гинекологи клиники, специализирующейся на лечении заболеваний, вызванных ВПЧ, должны располагать и владеть одним из методов иссечения и деструкции остроконечных кондилом (электрокоагуляция и эксцизия, лазерная коагуляция или испарение, криодеструкция) в сочетании с методами местного медикаментозного лечения. При необходимости врачи должны выполнить и хирургическое иссечение пораженной ткани с наложением косметических швов.

Какой метод лечения остроконечных кондилом у мужчин является лучшим?

Основные принципы лечения остроконечных кондилом у мужчин в Тюмени, Кургане, Екатеринбурге одинаковы. Искусство уролога при оперативном удалении кондилом наружного отверстия уретры заключается в полном удалении пораженной вирусом ткани и одновременно профилактике уретральных осложнений (стриктура уретры, меатостеноз). Лечение которых может потребовать сложнейших реконструктивно-пластических операций в будущем. При обширном поражении крайней плоти часто рациональным является ее циркулярное иссечение. Необходимо отметить что, при лечении мужчин чье достоинство поражено остроконечными кондиломами, мы особенное внимание уделяем анестезии (обезболиванию) во время хирургического лечения. Так как в большинстве клиник лечение остроконечных кондилом половых органов происходит под местной анестезией, такое лечение нельзя назвать гуманным и эффективным. Так как боль которую испытывает пациент не дает оперирующему урологу убрать пораженные ткани в полном объеме. А как следствие, частые рецидивы заболевания. В нашей клинике мы используем методы проводниковой анестезии (спинальная, каудальная анестезия) и масочный наркоз. Что делает процедуру лечения остроконечных кондилом абсолютно безболезненной и эффективной.

Как избежать заражения остроконечными кондиломами половых органов?

Обследование половых партнеров больных заболеваниями, вызванными ВПЧ, не имеет доказанной ценности с точки зрения профилактики их возникновения/рецидивов. Однако, теоретически, своевременное и полноценное удаление остроконечных кондилом и интраэпителиальных поражений может снизить риск данных заболеваний, включая рак шейки матки. Не доказано, что презервативы могут предохранять от передачи ВПЧ, однако их использование снижает риск развития остроконечных кондилом и рака шейки матки.