Искривление полового члена

Что такое искривление полового члена?

Искривление полового члена - это эректильная деформация, возникающая только в состоянии эрекции. Основной проблемой больных с искривлением полового члена является затруднение при половом акте.

Каковы причины искривления полового члена?

В настоящее время установлено, что основным механизмом этого вида деформации заключается в нарушении эластичности или диспропорции анатомических структур пениса врожденного или приобретенного характера. При эрекции утратившая эластичность или недоразвившаяся часть пениса растягивается в меньшей степени, что приводит к искривлению. Направление и угол эректильной деформации подвержены значительным колебаниям, но при этом искривление всегда направлено в сторону поражения. Искривление полового члена возникает в основном при тех заболеваниях, при которых поражение локализуется в белочной оболочке:

• врожденное искривление пениса
  • болезнь Пейрони
  • локальный фиброз

Врожденное искривление полового члена

Врожденное искривление пениса встречается в 0,4-1/1000 населения. Это заболевание известно еще с 1842, когда впервые научное описание девиации полового члена и его хирургической коррекции дал J.Mettauer. Еще тогда и при последующих исследованиях выявлено, что причинами врожденной девиации могут быть асимметрия, диспропорция кавернозных тел или гипоплазия уретры и фасций полового члена. Врожденное искривление развивается вследствие низкого уровня половых гормонов во внутриутробном периоде или периоде полового созревания, а также нарушение чувствительности тканей к ним. Врожденное искривление полового члена пациент начинает отмечать в период полового созревания, при появлении первых эрекций, иногда в 10-12 лет. Угол искривления в любую сторону может доходить до 90°.

В основном больные отмечают хорошую эрекцию. Подавляющие большинство больные испытывают затруднение в половой жизни, и оно колеблется в зависимости от угла девиации и характерологических особенностей пациента. Наличие врожденной девиации полового члена при хорошей эрекции многим больным не позволяет начать половую жизнь, создавая вначале механические, а потом и психологические препятствия.

Врожденное искривление полового члена в отличие от болезни Пейрони и локального фиброза всегда приводит к эректильной деформации. Единственным симптомом этой аномалии развития является искривление полового члена при эрекции. Иногда больные ощущают боли даже при эрекции. Эректильная деформация всегда направлена в сторону недоразвитого кавернозного тела и наиболее типичным является латеральное искривление. При этом вентральная (передняя) деформация обусловлена нарушением эластичности спонгиозного тела уретры за счет дисэмбрионального (нарушение в эмбриональном периоде) развития фасциальных слоев. Кожа, фасции, спонгиозное тело уретры сформированы при этом правильно, наружное отверстие мочеиспускательного канала открывается симметрично на головке. К врожденным искривлениям полового члена относится также врожденная короткая уретра. Диагностика искривление полового члена осуществляется при эрекции, вызванной естественным путем или инъекцией лекарств в половой член.

Какие существуют методы хирургического выпрямления полового члена, насколько они эффективны и безопасны?

Любая операция по выпрямлению полового члена начинается с обрезания крайней плоти, если ранее оно не было выполнено. Это является обязательным условием, т.к. через данный доступ можно обнажить белочную оболочку пещеристых тел пениса на всем протяжении его ствола. После обнажения белочной оболочки пещеристых тел, коррекция искривления полового члена может выполняться с помощью 3-х основных групп методов:

I Группа операций — выпрямление полового члена путем укорочения его белочной оболочки на стороне, противоположной искривлению. Таким образом, восстанавливается симметрия белочной оболочки и половой член как бы подтягивается в прямое положение и фиксируется в нем, а его длина незначительно уменьшается. При незначительных искривлениях пениса (от 30 до 45 градусов по отношению к его оси), используется наложение складки (пликация) на белочную оболочку с помощью линии специальных швов из не рассасывающегося шовного материала. Для наиболее полноценного выпрямления полового члена может потребоваться наложение нескольких линий плицирующих швов. При искривлениях полового члена более 45 градусов используется методика Несбит (Nesbit), которая заключается в эллипсовидном иссечении участков белочной оболочки на стороне противоположной искривлению, что также восстанавливает ее симметрию. Операции этой группы выполняются у пациентов с достаточно длинным половым членом, когда его укорочение на 0,5 — 2,0 см существенно не скажется ни на его функции, ни на внешнем виде, а главное абсолютно приемлемо для больного.

II Группа операций — выпрямление полового члена с помощью удлинения белочной оболочки на стороне искривления. Чаще всего такая операция выполняется при болезни Пейрони. Она заключается в рассечении или иссечении бляшки Пейрони и замещении образовавшегося дефекта белочной оболочки пластическим материалом. В качестве материала, с помощью которого восполняется дефицит белочной оболочки на стороне искривления пениса, может использоваться:

1. Собственная вена;
  2. Собственная кожа или фасция;
  3. Синтетический материал типа Gore-Tex;
  4. Биологический материал, обладающий способностью прорастать в собственные ткани человека, не меняя своего размера (Нами используется Pelvicol, фирмы Bard, США).

Первые два материала нами не используются из за большого количества осложнений связанного с их использованием. Операции этой группы применяются в случаях, когда у пациентов имеется изначально достаточно короткий половой член или они опасаются его укорочения после операции. Такие операции могут не только сохранить длину пениса, но в ряде случаев и добиться его увеличения.

III Группа операций — выпрямление полового члена на фаллопротезе. Если искривление полового члена сопровождается эректильной дисфункцией, наилучшим методом решения сразу двух этих проблем является операция фаллопротезирования.Чаще всего выполняется операция имплантации двух- или трехкомпонентных гидравлических фаллопротезов, обладающих наилучшими функциональными и эстетическими свойствами. После имплантации фаллопротеза, выполняется «моделирование» полового члена на нем и пенис становится прямым. В ряде случаев, когда имеются тяжелые рубцовые изменения пещеристой ткани полового члена для успешной имплантации необходимо выполнять пластическое замещение дефектов белочной оболочки пещеристых тел (см. описание II группы операций). Результаты данных операций вызывают наибольшую удовлетворенность пациентов, т.к. они позволяют сразу решить несколько проблем.

Существуют ли не хирургические методы выпрямления полового члена?

К сожалению, не существует ни одного не хирургического или консервативного метода, с помощью которого можно было бы выпрямить половой член, как при его врожденном искривлении, так и при болезни Пейрони. Использование системы Jes-Extender и ее аналогов, а также вакуум-еректоров не дают желаемых результатов, а медикаменты для выпрямления, как, впрочем, и для увеличения полового члена — не более чем обман с целью извлечения легкого заработка распространителями этой шарлатанской продукции.

Как долго следует находиться в больнице после операций по выпрямлению полового члена? Когда можно возобновить половую жизнь?

После операций пациенты уходят из стационара спустя два три дня. В первые дни после хирургического вмешательства пациентов беспокоят боли и в ряде случаев умеренный отек полового члена, которые проходят самостоятельно. Половую жизнь рекомендуется возобновлять не ранее чем через 1,5 месяца после операции. Этот срок требуется для полного заживления и закрепления новых свойств полового члена, которые были созданы в ходе оперативной коррекции искривления.

Какие могут быть осложнения операций по выпрямлению полового члена?

Кроме общих для все операций осложнений (боли, кровотечение, раневая инфекция, плохое заживление раны), операции по выпрямлению полового члена могут сопровождаться отеком пениса,  уменьшение чувствительности головки пениса происходит лишь, в случае если во время операции не был выделен сосудисто-нервный комплекс, таким образом, в плицирующие швы попадают нервные волокна обеспечивающие чувствительность на головке полового члена. Имевшее место искривление может быть выпрямлено недостаточно, может быть избыточно изогнуто в другую сторону (гиперкоррекция) или может рецидивировать. В опытных руках осложнения операций по выпрямлению полового члена отмечаются достаточно редко. Иногда бывают случаи, когда результаты операций не соответствуют ожиданиям пациента. Это обязывает врача тщательно и правдиво рассказывать пациенту обо всех достоинствах и недостатках предстоящей операции. Чем более реалистичными являются ожидания пациента, тем выше степень его удовлетворения.

Локальный фиброз

Локальный фиброз белочной оболочки является редким заболеванием и обычно возникает вследствие перелома полового члена (разрыва белочной оболочки при эрекции) либо при длительном применении интракавернозных инъекций. Лечение локального фиброза не отличается от лечения врожденного искривления пениса.

Лечение искривления полового члена в Нижневартовске осуществляется на базе детского урологического отделения окружной больницы. Основную группу пациентов составляют дети младшего возраста и подростки 16-17 лет. Вентральная деформация (курватура) как правило, встречается при гипоспадии, и оперативное лечение происходит одновременно с формированием мочеиспускательного канала. У подростков, как правило, заболевание имеет самостоятельный характер. В отделении предпочтение отдается операциям позволяющим сохранить длину полового члена.

Лечение искривления полового члена в Тюмени, Сургуте и Нефтеюганске так же проводится, но методы лечения отличаются от тех, которые мы используем в своей практике.