Недержание мочи у женщин. Инконтиненция мочи

Что такое недержание мочи у женщин (Инконтиненция мочи)?

Недержанием мочи называется состояние, при котором происходит непроизвольное подтекание мочи.

Как влияет недержание мочи у женщин на качество жизни?

Недержание мочи у женщин так же и у мужчин влияет практически на все стороны жизни больных, существенно ухудшая их социальную, бытовую, профессиональную и семейную адаптацию, то есть то, что принято обозначать термином «качество жизни». В моей практике были пациентки с недержанием мочи, которые вследствие своего недуга теряли профессию и даже семьи. Проблема недержания мочи находится на стыке нескольких областей медицины. Больными занимаются как урологи, так и гинекологи. Кроме того, недержание мочи — не самостоятельное заболевание, а проявлением различных патологических процессов, подходы, к лечению которых существенно различаются.

Какие типы недержания мочи бывают?

Стрессовое недержание мочи у женщин так и у мужчин — непроизвольное подтекание мочи во время кашля, смеха, бега и других физических действиях, приводящих к повышению внутрибрюшного и, следовательно, внутрипузырного давления. Характерной особенностью стрессового недержания мочи является отсутствие позыва на мочеиспускание.

Ургентное недержание мочи характеризуется непроизвольным подтеканием мочи, связанным с непреодолимым сильным позывом на мочеиспускание. Такой позыв называют «повелительным» или «императивным». Больные жалуются, что не успевают добежать до туалета при возникновении позыва. Иногда подтекание мочи происходит практически внезапно, с очень коротким или даже отсутствием предшествующего позыва.

Наличие у одного и того же больного нескольких типов недержания мочи обозначают термином смешанное недержание мочи.

Какой тип недержания мочи наиболее распространен?

Чаще всего врачи сталкиваются с сочетанием симптомов стрессового и ургентного недержания мочи, что особенно характерно для женщин старшего возраста. Ведя прием урогинеколога в женской консультации города Нижневартовска я в 30% случаев сталкивался с стрессовым недержанием мочи у женщин. Оставшиеся 60%-70% приходились на ургентное и смешанное недержание. При этом больные жалуются на подтекание мочи, которому либо предшествует неудержимый позыв на мочеиспускание, либо недержание происходит в отсутствие позыва на фоне значительной физической нагрузки.

Достаточно нередкой формой недержания мочи, которое обнаруживается обычно у пожилых мужчин заболеваниями предстательной железы и больных с парезами и параличами, является недержание переполнения. Оно связано с сверхнаполнением и сверхрастяжением мочевого пузыря чаще всего из-за нарушения оттока мочи.

Какие причины приводят к недержанию мочи ?

1. Заболевание позвоночника и спинного мозга;
  2. Травмы позвоночника;
  3. Нейрогенный мочевой пузырь;
  4. Опухоли мочевого пузыря;
  5. Тяжелые хронические воспаления мочевого пузыря (например, его туберкулез);
  6. Недержание мочи возникает также при нарушении анатомического строения женских половых органов:
    • опущение стенок влагалища;
    • тяжелые, затяжные или стремительные роды;
    • гинекологические вмешательства (экстирпация матки, удаление межсвязочных опухолей);
  7. Эндо уретральные операции;
  8. Непосильный физический труд;
  9. Травма промежности;
  10. Тяжелые воспалительные заболевания женских половых органов;
  11. Заболевания предстательной железы у мужчин (простатит, аденома).

Как правильно диагностировать недержание мочи?

Где получить грамотную консультацию по проблеме недержания мочи у женщин? К какому специалисту (доктору) обратиться с проблемой недержания мочи у женщин в Тюменской области, Сургуте, Нижневартовске? Кто лучший специалист по проблеме лечения недержания мочи у женщин? В какой клинике наибольший опыт диагностики и лечения стрессового недержания мочи у женщин?Для выяснения причин и степени стрессового недержания мочи тщательно собираются жалобы больных, история развития заболевания, женщин просят заполнить дневник мочеиспусканий, где просят, в том числе, фиксировать частоту и объем мочеиспусканий, количество и толщину прокладок, которые используются в течение суток. Часто во время тщательного врачебного осмотра и специальных тестов уже удается определить причину недержания мочи и даже выбрать оптимальный метод лечения. Однако в некоторых случаях может потребоваться ультразвуковое и рентгеновское исследование мочевого пузыря, цистоскопия (оптический осмотр мочевого пузыря), а иногда и уродинамическое исследование (компьютеризированное изучение накопительной и изгоняющей функций мочевого пузыря). Выполняются анализы мочи и ее посевы на микрофлору.

Какие методы лечения недержания мочи существуют?

Методы лечения можно условно разделить на консервативные и оперативные, а так же, сочетание этих двух методов. Либо последовательный переход от одних методов к другим. Лечение недержания мочи у женщин в Нижневартовске, Томске, Тюмени, Москве, Екатеринбурге и, например, в Израиле принципиально не отличается, так как имеет стандартный подход и научную базу.

Консервативная терапия

1. Упражнения для укрепления мышц тазового дна (необходимо заметить, что в случае если пациент пришел на прием к доктору с жалобами на недержание мочи, то доктор в подавляющем большинстве случаев имеет дело с «запущенным случаем» и укрепление мышц тазового дна будет не эффективно. Эффект будет лишь у пациенток которые занимаются профилактикой данной болезни).
  2. Местная эстрогенотерапия. Лечение атрофического кольпита, восстановление нормальной микрофлоры влагалища. Коррекция эстрогенной недостаточности (желательно проводить данный вид лечения под контролем гинеколога-эндокринолога).
  3. Фармакотерапия: альфа-симпатомиметики, ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина.
  4. Метод биологической обратной связи (biofeed-back therapy). Метод по моему мнению крайне эффективен, единственным недостатком является дороговизна оборудования и дефицит специалистов которые им владеют, при том последнее более значимо. В отделении детской урологии-андрологии г.Нижневартовска данное оборудование имеется и с успехом используется для лечения дизурии у детей.
  5. Пессарии, съёмные обтураторы уретры. На мой взгляд не может быть рекомендовано в качестве лечения и на сегодняшний день является пережитком прошлого.

Когда необходимо лечить консервативно и при каких случаях этого делать нельзя?

Консервативная терапия недержания мочи у женщин показана главным образом при лечении ургентного и смешанного типа недержания мочи. При том при смешанном недержании консервативная терапия должна быть применена в качестве стартовой терапии. Стрессовое недержание мочи в чистом виде должно быть оперировано, и только в этом случае эффективность лечения стрессового недержания мочи(в хороших руках) будет достигать 100%.

Возможность хирургического лечения недержания мочи у женщин (в случае если оно показано) зависит только от наличия у пациентки желания быть здоровой и полноценной женщиной. И не зависит, как многие думают, от возраста, имеющихся сопутствующих заболеваний. Мы выполняем хирургическую коррекцию при недержании мочи у женщин с 2001 года, я был одним из первых кто выполнил эту операцию в Новосибирске, возраст пациенток варьировал от 20 и до 84 лет. Пациентки имели различные, подчас тяжелые сопутствующие заболевания. Но малоинвазивность использованных методов лечения и опыт позволяет избегать осложнений.

Хирургические методы лечения стрессового недержания мочи у женщин

1. Инъекции активных веществ в периуретральные ткани (достаточно большой процент рецидива).
  2. Позадилобковая уретропексия и кольпосуспензия, в различных модификациях (эффективный но достаточно травматичный способ оперативного лечения). Имеются варианты традиционного и лапароскопического методов выполнения данной операции.
  3. Лобково - влагалищные операции с применением подвешивающего лоскута (слинговые операции с использованием фрагмента фасции, мышцы, деэпителизированной кожи). На сегодняшний день являются историческими фактами. Не имеющие право на существование в современной медицинской практике).
  4. Имплантация свободной синтетической петли (TVT,ТVT-o). Является золотым стандартом в лечении стрессового недержания мочи. Данная имплантация в Нижневартовске имеет давний опыт.
Имплантация свободной синтетической петли

Эффективность данной операции при правильно установленном диагнозе по нашему опыту приближается к 100%

Задачами хирургического вмешательства при недержании мочи является устранение гипермобильности уретры. Это достигается подтягиванием и фиксацией шейки мочевого пузыря на уровне, обеспечивающем достаточное распространение повышающегося внутрибрюшного давления на проксимальный отдел уретры.

В мире проведено более 31000 подобных вмешательств. Мной в Нижневартовске выполнено более 150 операций по устранению недержания мочи у женщин. Манипуляция заключается в проведении под уретрой синтетической ленты, без её фиксации, Операция подходит для пациенток с недостаточностью внутреннего сфинктера и чрезмерной подвижностью уретры.

По данным исследований показатель успешных результатов после установления TVT более высокий (около 90%), наш опыт лечения недержания мочи у женщин дает лучшие результаты, и частота интра - и послеоперационных осложнений существенно ниже, в сравнении с другими хирургическими вмешательствами. Операция выполняется под местной или спинномозговой анестезией, а длительность госпитализации составляет 24 часа.

Выздоровление наступает непосредственно на операционном столе. Эффективность операции сохраняется на протяжении всей жизни пациентки.

В Нижневартовске, Тюмени, Сургуте, Москве и т.д. лечение стрессового недержания мочи у женщин производится на платной основе, так как данная манипуляция относиться к категории косметических и не оплачивается из фонда ОМС.