Кистозные заболевания органов мошонки (водянка яичка, киста яичка)

К кистозным заболеваниям органов мошонки относятся водянка оболочек яичка (гидроцеле), киста придатка яичка, киста семенного канатика. Водянка оболочек яичка (гидроцеле) может быть приобретенной, либо врожденной. У взрослых водянка оболочек яичка (гидроцеле) чаще носит приобретенный характер, у детей - врожденный. После выполнения операции Иванисевича по поводу варикоцеле, в послеоперационном периоде достаточно часто возникает водянка оболочек яичка. Лапароскопический метод выполнения легирования либо клипирования яичковой вены практически полностью избавляет пациента от риска возникновения водянки оболочек яичка, а, следовательно, от повторного операционного стресса.

При острых воспалительных процессах в яичке и его придатке часто возникает реактивная водянка оболочек яичка, которая проходит по мере ликвидации основного заболевания. Кисты придатка яичка, семенные кисты могут иметь и приобретенный характер, возникая под влиянием воспалительного процесса в семенных путях или травмы. Воспаление в придатке яичка могут вызывать как неспецифические инфекционные агенты (кишечная палочка, протей и т.д.) так и специфические. Так, например поражение придатка яичка при туберкулёзе и бруцеллезе вполне обычно.

Воспаление ведет к задержке семенной жидкости, чаще в семявыносящем протоке, и к формированию ретенционной кисты. Обычно семенные кисты небольшие по размеру (не превышают 1,5 - 2,0 см.). Чаще киста придатка яичка имеет врожденный характер, и первые клинические проявления связаны с началом полового созревания у мальчика.

Как возникает гидроцеле (водянка оболочек яичка) у мужчин?

Мошонка это очень сложный с точки зрения анатомии и физиологии орган. Трудно переоценить значимость тестикул (мужских половых желез-яичек) в полноценной жизни мужчины. Яичко выполняет роль железы внутренней секреции, это в первую очередь продукция мужского полового гормона - тестостерона. Кроме того яичко одновременно является железой экскреторной (внешней секреции) это продукция сперматозоидов.

Оптимальная температура сперматогенеза это 35 градусов по цельсию (для справки, температура в брюшной полости здорового организма составляет 37 градусов по Цельсию). Благодаря анатомическим и физиологическим особенностям мошонка выступает своего рода термостатом, который тщательно поддерживает оптимальную температуру внутри яичка и придатка. Из курса анатомии известно, что мошонка имеет семь оболочек. Подробно разбирать функцию каждой из них мы не будем. Более тщательно рассмотрим функцию лишь влагалищной оболочки яичка. Эта оболочка наиболее близкая к яичку анатомически. Внутренняя поверхность обращенная к яичку выстлана эпителием и продуцирует жидкость предотвращая трение органа (примерно так же как это происходит в суставах конечностей), притом количество жидкости внутри оболочки четко лимитировано. Жидкость внутри влагалищной оболочки постоянно обновляется, количество выделившейся жидкости равно количеству жидкости всосавшейся оболочкой. В случае, когда работа оболочки нарушается, образуется приобретенная водянка яичка или гидроцеле. Достаточно часто гидроцеле можно обнаружить у пациентов преклонного возраста, когда процессы склероза тканей приводят к нарушению циркуляции жидкости в оболочке и лимфатических сосудах. Достаточно часто встречается сочетание гидроцеле и сахарный диабет. Травма органов мошонки так же может нарушить работу влагалищной оболочки и вызвать образование гидроцеле (водянки).

Как правильно поставить диагноз гидроцеле (на основании каких методов обследования)?

Диагностика заболеваний легка - при осмотре в полости мошонки либо сам пациент (реже), либо врач обнаруживает дополнительное образование. Однако часто встречаются затруднения в дифференцировании гидроцеле от орхита, опухоли, пахово-мошоночной грыжи. Помочь в этом может лишь УЗИ. Диагностика и хирургическое лечение водянки оболочек яичка (гидроцеле) в Нижневартовске проводится на базе детского урологического отделения ОКДБ. Оперативное лечение «водянки» и кисты придатка яичка проводится, в том числе жителям г. Сургут, Нефтеюганск и другим жителям Тюменской области. Лечение гидроцеле в Тюмени, Сургуте и Нефтеюганске так же проводится, но методы лечения отличаются от тех, которые мы используем в своей практике.

В каком возрасте нужно оперировать гидроцеле (водянку оболочек яичка)?

У детей гидроцеле (водянка) достаточно распространенное заболевание особенно у мальчиков в возрасте до одного года. Но смотря на такую большую распространенность, есть и плюсы, так как у 80-90% пациентов к году водянка самостоятельно проходит без лечения. Поэтому маленькие пациенты родители, которых обнаруживают увеличение мошонки, в особенности периодически появляющееся нуждаются лишь в регулярном наблюдении у детского уролога-андролога. Наблюдение продолжается, как правило, до возраста один год, хотя в отдельных случаях имеет смысл наблюдать водянку до полутора лет. В случае если нет положительной динамики и водянка самостоятельна, не купирована, то пациенту показано оперативное лечение у детского уролога. Перед каждым пациентом либо родителем пациента всегда встает вопрос - где лучше оперировать гидроцеле (водянку оболочек яичка), кисту семенного канатика, кисту придатка яичка? Наибольший опыт лечения гидроцеле (водянки оболочек яичка) накоплен у детских урологов-андрологов Тюменской области в окружной клинической детской больнице города Нижневартовска.

Какие операции используются для лечения гидроцеле (водянки оболочек яичка)?

Особенно необходимо отметить наличие напряженной водянки оболочек яичка. В данном случае яичко испытывает большое гидравлическое давление, что затрудняет в нём кровоток и очень быстро приводит к дистрофии органа и снижению фертильности в бедующем. Поэтому такие водянки должны быть оперированы немедленно.

В лечении кистозных образований органов мошонки (гидроцеле, кисты придатка яичка, семенного канатика) традиционно используются открытые хирургические вмешательства. В редких случаях применяются пункционные методы, оказывающие быстрый, но, к сожалению, временный эффект. После эвакуации жидкостного содержимого из патологического образования неизбежно возникает рецидив. Кроме того, каждая последующая пункция сопровождается все большим риском повреждения органа, вследствие образования спаек между влагалищной оболочкой и яичком. Открытое хирургическое лечение остается основным способом лечения. К настоящему времени предложено множество методов оперативного лечения водянки оболочек яичка. Операция Росса используется в случае сообщающейся водянки оболочек яичка (имеется сообщение между брюшной полостью и влагалищным отростком), является операцией выбора при данной патологии.

Выполняют, как правило, протяженный разрез мошонки, мобилизацию и освобождение водяночного мешка от окружающих тканей, и полное выведение яичка в рану. При травматичном исполнении операции особенно гидроцеле больших размеров нередко в послеоперационном периоде на 2-3-й сутки возникает значительный отек в области кожного разреза, отек семенного канатика, который в пальпируемой мошоночной части утолщен и болезнен при пальпации. Поэтому нами в случае обнаружения гидроцеле больших размеров и высокой компрессии (что особенно важно) предварительно за сутки выполняется порционная пункционная декомпрессия.

Что в свою очередь в купе с прецизионной хирургической техникой сводит на нет возможные осложнения. Техника операции Лорда подразумевает рассечение водяночного мешка и гофрирование влагалищной оболочки вокруг яичка, которое не освобождается из окружающих тканей и не вывихивается в рану. Благодаря этому, сводится к минимуму травматизация прилежащих тканей и питающих сосудов.

Однако, не все операции возможны для выполнения из-за больших размеров водяночного мешка и толщины оболочки, составляющей водяночный мешок. При значительной толщине оболочки нецелесообразны операции, направленные на ее сохранение (операции Винкельмана, Лорда), вследствие склерозирования оболочек и длительного процесса рассасывания инфильтративного процесса.

Какой метод оперативного лечения гидроцеле (водянки оболочек яичка) лучший?

В городе Нижневартовске сообщающиеся водянки оболочек яичка с успехом лечатся при помощи лапароскопического метода. Данный метод позволяет минимизировать операционную травму, а, следовательно, не требует длительной госпитализации и обезболивания. Особенно хорош данный метод при сочетанной патологии, такой как гидроцеле и крипторхизм. Метод минимизирует операционную травму, сокращает сроки госпитализации, имеет наилучший косметический эффект.

Надо ли оперировать кисту придатка яичка? Какие современные методы оперативного лечения кисты придатка яичка существуют?

В лечении кист придатка яичка также применяются открытые хирургические доступы. Известно, что уже само наличие кистозных заболеваний мошонки у молодых пациентов является негативным фактором, отрицательно влияющим на фертильность. Так как кисты создают зону ишемии в органе. В дальнейшем у таких больных наблюдается стойкое снижение фертильности. Высокая чувствительность ткани яичка к повреждающим факторам требует раннего хирургического лечения при соблюдении минимального травматического воздействия. Но необходимо помнить, что кисты, возникающие у мальчиков в период пубертата (подростковый возраст) могут иметь и относительно доброкачественный характер. Нередко с завершением пубертата кисты проходят сами собой. Исключением являются кисты придатка яичка, чей диаметр больше 10-15 мм. Такие кисты однозначно подлежат хирургическому лечению. Лечение кисты придатка яичка в зависимости от ее размеров, количества и др. факторов может быть как пункционным, так и традиционным в виде скрототоми. В случае скрототомии считаем целесообразным использование хирургической оптики для обеспечения максимально бережного удаления кисты, исключающим ятрогенное повреждение придатка яичка.

Лечение кисты семенного канатика так же требует хирургического вмешательства, так как киста нарушает перфузию гомолатерального с ней яичка. В Нижневартовской детской больнице лечение кисты семенного канатика заключается в её прецизионном выделении от элементов семенного канатика, что гарантирует сохранение репродуктивного здоровья будущему мужчине.