Острые поражения гидатид органов мошонки

Острые поражения гидатид органов мошонки.

Впервые о возможности острого поражения гидатиды Морганьи сообщил в 1913 году L.Ombredanne. Согласно данным литературы, острое поражение гидатид (ОПГ) наблюдается во всех возрастных группах. У взрослых она встречается в единичных случаях. Наиболее часто болеют дети от 4 до 15 лет. Две трети перекрута гидатид приходятся на препубертатный возраст.

В каком возрасте наиболее часто происходит поражение гидатиды Морганьи?

Пик подъёма заболевания соответствует возрасту 10-13 лет. Описаны ОПГ различных локализаций. Однако большинство (95%) составляют поражения гидатид яичка.

Какая причина острого поражения гидатиды Морганьи?

В этиологии и патогенезе ОПГ много неясного. Вместе с тем при анализе специальной литературы обращает на себя внимание тот факт, что во всех случаях ОПГ нарушено их кровообращение. Это убедительно доказано патогистологическими исследованиями. Большинство исследователей полагают, что нарушение кровообращения гидатиды происходит в результате ее заворота. Важным элементом, способствующим перекруту, является тонкая и длинная ножка кисты, рыхлая нежная строма гидатиды. Имеется так же альтернативная гипотеза, основанная на том, что лишь 5% случаев связаны с перекрутом ножки кисты и в 95% случаев убедительных данных за перекрут ножки гидатиды не обнаруживается, а причиной некроза является тромбоз питающих ее сосудов. По данным Я.Б.Юдина и соавт.(1982), одним из пусковых механизмов развития ОПГ является венозная гипертензия в гидатиде с последующим развитием тромбоза и ее вен.

Симптомы острого поражения гидатиды Морганьи у мальчика?

Клиника ОПГ, несмотря на их небольшие размеры, характеризуется остротой проявлений и выраженностью симптомов. Однако в ряде случаев симптоматика выражена слабо, и врач может не заметить ОПГ. Степень клинических проявлений ОПГ зависит от ряда факторов, главными из которых является величина измененной гидатиды, степень выраженности нарушений крово-и лимфообращения в ней, сроки заболевания.

В клинической картине ОПГ различают три периода: начальный, период разгара и стихания болезни.

Начальный период характеризуется болями в области мошонки с иррадиацией в паховую область, низ живота на стороне поражения, реже в поясничную область, на внутреннюю поверхность бедра. Отраженные боли характерны для этого периода. Боль возникает внезапно, без предвестников, носит постоянный характер, усиливается при движениях, смехе, кашле и пальпации мошонки. Нередко отраженные боли доминируют в клинической картине, в то время как на боль в яичке дети не жалуются. При перемещении яичка под кожей мошонки в области его верхнего полюса, под головкой придатка можно заметить локальную припухлость, соответствующую месту положения и размерам пораженной гидатиды. Если наблюдается ее геморагический инфаркт, то она «просвечивает» через кожу мошонки в виде темно-синего, багрового или красного узла.

В разгар болезни общее состояние остается удовлетворительным, температура тела нормальной или субфибрильной. Дети предъявляют жалобы на боли в области мошонки. Местные проявления заболевания характеризуются симптомами воспаления мошонки и ее органов. Выражены гиперемия, отек, болезненность кожи мошонки, асимметрия мошонки за счет значительного увеличения ее объема на стороне поражения. В период стихания болезни отек, и гиперемия мошонки уменьшаются. Водянка яичка становиться менее напряженной. В области локализации гидатиды удается пальпировать малоболезненный инфильтрат. Головка и тело придатка увеличены. Яичко мало изменено, однако в ряде случаев бывает уплотнено.

Таким образом, в начальной стадии заболевания установить диагноз, как правило, нетрудно. Локальная болезненность, пальпация увеличенной, плотной гидатиды под головкой придатка у верхнего полюса яичка, визуальное выявление ее при просвечивании ее через кожу мошонки позволяют считать диагноз достоверным. Ультразвуковое исследование органов мошонки может помочь в постановке диагноза, но данный метод весьма субъективен и оператор зависим. При отчетливой клинике острого заболевания органов мошонки отрицательный результат УЗИ не должен являться противопоказанием для экстренного оперативного лечения. УЗИ мошонки в Тюмени. В разгар заболевания в результате развития напряженной водянки оболочек яичка и появления симптомов воспаления мошонки и ее органов патогномоничные симптомы заболевания завуалированы.

Что делать если у вашего мальчика заболела мошонка?

В случае появления жалоб на боли в мошонке универсальным советом будет немедленное обращение в хирургический стационар. Время суток, занятость родителей пациента, будни или праздники, местоположение пациента не имеют значения. В Тюмени или Екатеринбурге, Новосибирске или Сургуте в случае отсутствия детского уролога, необходимо обратиться к дежурному детскому хирургу. Важно обратиться за помощью непосредственно в стационар, так как поход в поликлинику в данном случае повлечет опасную потерю времени. Чем раньше оказана квалифицированная помощь, тем больше шансов сохранить «мужское здоровье» вашего мальчика.

Лечение острого некроза гидатиды Морганьи.

О лечении ОПГ нет единого мнения. Некоторые считают возможным самоизлечение при поражениях гидатид. Другие отдают предпочтение симптоматическому лечению. Несмотря на то, что в отдельных случаях консервативное лечение эффективно, большинство авторов указывают на опасность этого метода лечения ввиду возможности атрофии яичка на стороне поражения. Консервативное лечение перекрута гидатиды способствует развитию хронической водянки яичка. Считают, что вторичные эпидидимиты, вызванные поражением гидатиды, способствуют обструкции семявыносящих путей и могут стать причиной бесплодия. В связи с этим в нашей клинике мы придерживаемся хирургической тактики лечения острого некроза гидатиды Морганьи. Такая тактика оправдана еще по тому, что за клиникой некроза гидатиды может скрываться перекрут яичка, и вовремя не выполненное оперативное пособие может привести к потере яичка.

В чем заключается оперативное лечение поражения (перекрут, некроз) гидатиды Морганьи?

Бескровное оперативное лечение поражения гидатиды Морганьи заключается в миниатюрном рассечении мошонки (в нашей клинике мы не производим разрез не более одного сантиметра), сосудистая ножка гидатиды обрабатывается при помощи диатермокоагуляции (бескровно). Пораженная гидатида удаляется для последующего гистологического исследования. На кожу мошонки накладывается косметический шов, который не требует тщательного ухода и последующего снятия. Вся процедура удаления гидатиды занимает в среднем 5-10 минут. Нахождение пациента в стационаре в среднем составляет от одного до семи дней. Спустя 1-2 месяца о проведенной операции ничто не напоминает.