Фимоз

Сужение крайней плоти, препятствующее выведению головки полового члена называется фимоз. Различают физиологический, рубцовый (атрофический), хоботковый (гипертрофический), а также врожденный и приобретенный варианты фимоза. Нарушение открытия головки при эрекции у подростков также один из вариантов фимоза. Физиологический фимоз – временное состояние, обусловленное малой растяжимостью кожи крайней плоти у детей и наличием сенехий препуциального мешка, не требующее вмешательства хирургов. Физиологический фимоз может существовать до 6-12 лет, но с возрастом должно происходить постепенное увеличение отверстия крайней плоти. Другие варианты фимоза требуют хирургической коррекции после установления диагноза. Отдельно необходимо выделить парафимоз. Это ситуация когда при физилогически и анатомически узкой крайней плоти проведено выведение головки полового члена и головка таким образом удавливается во время нарастающего отека тканей. При несвоевременно оказанной медицинской помощи данная ситуация рискует привести к гангрене головки полового члена.  В срочном порядке лечение необходимо, если сужение крайней плоти препятствует свободному мочеиспусканию. Крайняя плоть при этом раздувается мочой «как шарик». В 40-50% случаев фимоз является причиной острых заболеваний крайней плоти – баланопостит, который может иметь серьезные последствия. Остальные 40-50% это грубые манипуляции с крайней плотью мальчика родителей при выполнении гигиенических манипуляций сопровождающихся трещинами и последующим воспалением крайней плоти.

Должна ли выводится головка полового члена у мальчика в первые месяцы жизни?

Этот вопрос чаще других задают детскому урологу-андрологу на приеме.

На самом деле мальчиков, у которых головка выводится в первые месяцы жизни очень немного, это нормально, так как и все ткани и органы в человеческом организме в течение жизни претерпевают определенные этапы развития. Так например дети не рождаются с объемом головного мозга соответствующей взрослому человеку, костный скелет ребенка на самом деле более «хрящевой» чем костный. У ребенка все ткани и органы разительно отличаются от таковых у зрелого человека. Функциональные особенности детского и взрослого организма так же разняться. Поэтому у новорожденных крайняя плоть незрелая, в связи, с чем существуют термин-физиологический фимоз. Головка полового члена у младенцев не выводится из препуциального мешка. И это закономерно, ведь для того чтобы ребенок мочился, хватает того отверстия которое младенец имеет при рождении (диаметр меатуса и препуциум), а другие функции полового члена в указанном возрасте не нужны.

Такие прописные истины, тем не менее, не всегда доходят до сознания родителей пациента, да что греха таить и не до каждого участкового педиатра. Обычная практика, когда молодая мамаша, услышав рекомендацию от участкового педиатра «Разрабатывать крайнюю плоть» с энтузиазмом к этому мероприятию приступает. В результате на легкоранимом в этом возрасте органе, а точнее на крайней плоти появляются микротрещины. А чаще не микро, а достаточно серьезные ранения крайней плоти, которые при контакте с мочой, или как рекомендуют те же доброжелатели, с раствором перманганата калия, вызывают сильнейшую боль. Ситуация осложняется при возникновении воспаления, бактериального или абактериального, но без воспаления при травме тканей никогда не обходится. Воспаление-реакция в живом организме универсальная и результатом ее является фиброз воспаленных тканей. Грубо говоря, это рубец. Рубец отличается по свойствам от здоровых тканей, в первую очередь рубцовая ткань не растягивается. И таким образом фимоз физиологический превращается в настоящее патологическое состояние-рубцовый фимоз.

Какой гигиенический уход за половыми органами мальчика должен осуществляться?

Гигиена мальчика не сложна. Правильный уход это ежедневное мытьё органа чистой водой без использования моющих средств (какие бы чудесные свойства не описывал производитель бытовой химии своему продукту) при регулярном использовании все средства гигиены сушат кожу. А кожа крайней плоти мальчика гораздо нежнее и более легко восприимчива к действию мыла и любого другого средства. При регулярном использовании  моющих средств в интимной гигиене появляется признаки дерматита не только у младенцев, но и у половозрелых мужчин. Существует даже профессиональный термин-«замыть половой член». Мамы маленьких пациентов часто с одинаковым выражением спрашивают: Как же отмыть водой, ведь там (под кожей крайней плоти) скапливается грязь? На самом деле под крайней плотью грязи нет. Есть продукт сальных желез именуемый смегма. Смегма формирует местный иммунитет, который лучшим способом гарантирует профилактику баланопостита.

Некоторые родители просят выполнить их ребенку циркумцизио. На вопрос о мотивах побуждающих их обращаться с подобной просьбой, не редко можно услышать ответ: для улучшения гигиены. Но это абсурд. В странах и местностях где исторически возникло обрезание это имеет, вероятно, смысл, так как недостаток чистой воды попросту вынуждал их это делать.

Снижает ли обрезание риск возникновения заболеваний передающихся половым путем и СПИДА?

Объективные исследования не доказали стойкой взаимосвязи между отсутствием крайней плоти и частотой заболевания ЗППП (заболевание передающееся половым путем). Более того данный миф в странах африканского континента привел к необычайно быстрому распространению СПИДА среди жителей указанного региона. Которые, веря в свою защищенность вели беспорядочную половую жизнь. Такие заболевания как трихомониаз, хламидиоз, гонорея поражают слизистую мочеполовых путей, а точнее уретру. Поэтому имеется крайняя плоть либо она отсутствует, не имеет значения.

Улучшает ли обрезание качество секса?

По статистике сексуальные ощущения у пациентов до и после обрезания не меняются. Продолжительность полового акта так же не зависит от наличия или отсутствия крайней плоти у пациентов перенесших процедуру обрезания во взрослом возрасте.

Снижает ли обрезание риск возникновения рака полового члена?

Риск развития рака полового члена ниже у пациентов перенесших процедуру обрезания.

Но вероятность  возникновения рака полового члена настолько низка в популяции, что делает эту манипуляцию более опасной, чем возможный риск возникновения онкологического заболевания.

Какие методы лечения фимоза?

Обрезание в Нижневартовске проводилось за долго до появления детского урологического отделения. Мы в нашей клинике начинаем с использования консервативных методов, конечно, не все виды фимоза можно излечить консервативно. Но достаточно много пациентов избегают удаления крайней плоти. Используются препараты для местного лечения, механизм действия которых направлен на изменение свойств рубцовой ткани, купирование воспаления.

Варианты хирургического лечения многообразны. При выборе метода лечения мы учитываем индивидуальные особенности ребенка, его возраст, пожелания родителей. Основные методы лечения фимоза – пластика крайней плоти, косметическая пластика, полное и частичное обрезание, традиционные виды обрезания. Лечение фимоза в Тюмени, Сургуте и Нефтеюганске так же проводится, но техника операции отличаются от тех, которые мы используем в своей практике.

Какие осложнения возможны при процедуре обрезания?

Процедура обрезания едва ли не самая древняя хирургическая манипуляция на планете земля.

Несмотря на кажущуюся простоту вмешательства при фимозе, в выборе и проведении операции есть множество нюансов, недооценка которых ведет к осложнениям и потере качества.

Фимоз. Описание операции Фимоз. Описание операции Фимоз. Описание операции Фимоз. Описание операции

Кроме характерных для любого вида хирургических манипуляций осложнений как кровотечение, воспаление и нагноение операционной раны, образование грубых рубцов деформирующих орган, смерть (по статистике в центрально африканских странах летальность после выполнения обрезания достигает 15%, а некоторых районах и 30%) имеются и характерные только для этой операции осложнения.

Меатостеноз - сужение наружного отверстия крайней плоти проявляется сужением струи при мочеиспускании. Встречается у 6-10% мальчиков после обрезания. Для предотвращения меатостеноза необходимы профилактические осмотры и своевременное использование препаратов, снижающих рубцевание. При сформированном меатостенозе (более 6 месяцев с момента операции) проводится хирургическое лечение меатопластика или меатотомия.

Нарушение внешнего вида полового членаискривление полового члена не является редкостью, особенно после операций выполненных в неспециализированных учреждениях или на дому.

Образование смегмальных кист – происходит в результат недостаточной адаптации краев кожи и закупорки выводных протоков желез.

Гранулемы - разрастания соединительной ткани - образуются в области швов при их медленном рассасывании. Гранулемы часто осложняют в дальнейшем интимную жизнь.

Некроз полового члена - к счастью редкое осложнение, но так же встречается в практике оперирующего уролога. Как правило, встречается после обрезания на дому, при неправильном проведении местной анестезии либо гемостаза (наложение жгута). Обрезание «на дому» в Тюмени и городе Пыть-Ях приводило к тяжелым последствиям.

Необходимость повторных операций обычно возникает при неудовлетворенности родителей или пациентов полученным косметическим результатом. Как пример, встречается избыточное или недостаточное обрезание кожи крайней плоти. Нередки случаи, когда обрезание выполняется пациентам с гипоспадией или перепончатым членом. Это в свою очередь еще более ухудшает внешний вид органа и его функцию в том числе. Несимметричное избыточное обрезание крайней плоти, вызывающее искривление полового члена. Использование грубой техники, когда нити, прорезывают  кожу с образованием фестончатого края в виде «ромашки». Пластика крайней плоти с частичным обнажением головки, ухудшающая внешний вид органа. Несложная коррекция в большинстве случаев позволяет значительно улучшить вид полового члена. Особенно сложные ситуации возникают после обрезания, выполненного при скрытом половом члене по религиозным или медицинским показаниям. При этом резко нарушается внешний вид гениталий. Может потребоваться несколько сложных пластических операций для достижения приемлемого результата!

Прежде чем выполнить коррекцию фимоза Важно, чтобы опытный уролог-андролог оценил индивидуальные особенности мальчика и сделал заключение относительно более предпочтительного варианта лечения.