Цисталгия

Цисталгия – не заболевание, а скорее симптома комплекс, проявляющееся частыми болезненными мочеиспусканиями либо болями в низу живота вне акта мочеиспускания, при отсутствии объективных признаков поражения мочевого пузыря. Встречается в 10 - 15 % случаев от общего количества пациенток обращающихся к урогинекологу. Наблюдается, как правило, у женщин в возрасте 20 - 50 лет. Еще точнее будет назвать это страдание - симптомом хронической тазовой боли у женщин.

Этиология.

Причиной болевого симптома и нарушения мочеиспускания является нарушения крово- и лимфообращения в области малого таза. мочепузырного треугольника (треугольника Льето), воспалительных процессов в органах малого таза и забрюшинной клетчатке, заболеваний половых органов, гормональных нарушений (эстрогенная недостаточность), беременности, аборта, оперативных вмешательств, аллергических факторов, нейровегетативной дисрегуляции мочевого пузыря, особенно его шейки. В результате нарушения микроциркуляции в органах малого таза (матка, мочевой пузырь ) возникает отек глубоких слоев стенки мочевого пузыря и следствием является болевой синдром.

Заболевание часто наблюдается у молодых женщин с явлениями гипогенитализма и тяжелыми нарушениями менструального цикла. У них болезнь возникает или обостряется во время менструаций, в период беременности.

Эндометриоз , особенно наружный , в области связочного аппарата матки либо переходной складки так же является причиной болевого симптома наиболее сильного незадолго до менструации и непосредственно в менструацию.

Установлена определенная связь «цисталгии» с заболеваниями половых органов, вызывающих гемодинамические расстройства. К ним относятся воспалительные и опухолевые процессы внутренних половых органов. Гиперемия, замедление кровотока или дефицит кровоснабжения обусловливают боли и дизурические явления. Впервую очередь это варикозное расширение яичниковых вен, как локальное проявление варикозной болезни.

Нередко начало заболевания связывают с сексуальными нарушениями. Прежде всего, это имеет место у женщин, которые используют в половой жизни прерванный половой акт в качестве контрацепции, женщин с мазохистскими наклонностями, воспринимающих половую жизнь как насилие над собой, или у агрессивных женщин, испытывающих в процессе половой жизни гнев от своего подчинения мужчине, у фригидных женщин. Сексуальная неудовлетворенность у таких больных ведет к застойным явлениям в малом тазу, а кроме того, вызывает состояние психического истощения; в связи с этим был введен термин "психосоматический цистит". Следовательно, цисталгию следует рассматривать как заболевание, в основе которого лежат нейроэндокринные , гемодинамические расстройства и функциональные нарушения нервно-мышечного аппарата мочевого пузыря, особенно его шейки.

Клиника.

Клинические проявления: расстройство мочеиспускания, боли в области мочевого пузыря и в промежности, неприятные ощущения в мочеиспускательном канале. Боли в промежности и в надлобковой области обычно четко локализованы, иррадиируют в подвздошную или пояснично-крестцовую область (иногда их локализация четко не определена). Как правило, боли тупые, постоянные, появляются во время и вне акта мочеиспускания, при половом сношении или после него; могут возникать без какой-либо причины и исчезать после опорожнения мочевого пузыря.

Кроме боли не редко имеются расстройства мочеиспускания, выражающиеся в поллакиурии, императивном и болезненном мочеиспускании (особенно в конце акта), в чувстве неполного опорожнения мочевого пузыря. Заболевание характеризуется длительностью течения, чередованием периодов ремиссий и обострений. Провоцирующими факторами могут быть охлаждение тела, запоры, употребление алкоголя, острых блюд.

Диагностика.

Необходимо различать нейрогенные дисфункции мочевого пузыря, при которых превалируют нарушения мочеиспускания, и синдром хронической тазовой боли у женщин.

Диагноз основывается на данных анамнеза и тщательном клиническом обследовании. В случае когда имеется нарушение мочеиспускания того или иного рода без болевого синдрома необходимо устанавливать диагноз нейрогенной дисфункции мочевого пузыря. Если же имеется болевой синдром, то в завершении диагностического поиска должен быть установлен точный диагноз заболевания, а не название симптома.

При постановке диагноза особое внимание обращают на акушерский анамнез и гинекологические операции; на характер сексуальных отношений (наличие или отсутствие оргазма, болезненность полового акта), использование противозачаточных средств; собирают данные о менструальной функции, перенесенных заболеваниях. Следует обращать внимание на признаки воспаления половых органов, выяснить вопросы, связанные с репродуктивной функцией.

В обязательном порядке проводится обследование половых органов. Осматривают наружное отверстие уретры, так карункулы и выпадение уретры нередко осложняют течение заболевания. Проводят лабораторное исследование мочи (моча у больных «цисталгией» не имеет патологических изменений). Лабораторными и рентгенорадиологическими методами определяют функцию почек, верхних и нижних мочевых путей. Исключают органические заболевания мочевого пузыря, с этой целью применяют цистоскопию и при соответствующих показаниях другие диагностические методы (микционная цистоскопия, УЗИ и др.).

Особое внимание необходимо уделить УЗИ органов малого таза с доплеровским исследованием сосудов матки. Характерным является расширение маточных сосудов, расширение яичниковых вен, ретроградный ток крови при пробе Вальсальвы.

Уродинамическое исследование (КУДИ) является обязательным при обследовании таких пациенток.

При цистоскопии либо не отмечается никаких изменений со стороны слизистой оболочки, либо наблюдается отсутствие четкого рисунка слизистой в области мочепузырного треугольника и нижнего сегмента шейки.

Одним из важнейших методов диагностики является лапароскопия, которая позволяет обнаруживать очаги эндометриоза при хроническом болевом симптоме.

Больных с выраженными эмоционально-невротическими расстройствами консультируют у невропатолога для исключения неврогенной дисфункции мочевого пузыря, в частности усиления процессов сокращения и расслабления детрузора и сфинктеров вследствие нарушения их иннервации. В ряде случаев проводят оценку гормональной функции яичников с помощью кариопикнотического индекса.

Лечение.

Лечение больных с симтомом хронической тазовой боли должно быть комплексным. Прежде всего, следует устранить причины и этиологические факторы развития заболевания.

В случае если причиной боли является эндометриоз, то необходимо назначать специфическую гормональную терапию.

Если же доктор диагностировал серьезное нарушение венозного оттока, то необходимо оперативное лечение - лапароскопическое лигирование либо эндоваскулярное вмешательство на венах таза.

При установленном диагнозе нейрогенной дисфункции мочевого пузыря применяется комплекс лечебных воздействий включающих в себя фармпрепараты нормализующих нормальную сократительную способность детрузора мочевого пузыря.

Если же у пациентки имеется нарушение гормональной функции либо возрастные инволютивные изменения половых органов (крауроз, атрофический кольпит, опущение стенок влагалища, выпадение матки), то необходимо проведение ЗГТ и оперативная коррекция генитального пролапса.

Иными словами так часто встречающийся « диагноз» цисталгия не имеет право на существование, так как не указывает на причину заболевания и делает попытки лечения указанного симптомокомплекса не эффективными.